
Медицинское обеспечение безопасности движения поездов - наиболее специфичный раздел железнодорожного здравоохранения. В этом разделе главной составляющей является медицинский отбор и контроль за состоянием здоровья путем периодических медицинских освидетельствований железнодорожников, непосредственно связанных с движением поездов. Во главе всей медицинской системы, проводящей данную экспертную работу, стоит Центральная врачебно-экспертная комиссия (ЦВЭК). При необходимости контрольных и углубленных исследований присланные на комиссию лица госпитализируются в стационар объединения.
Исторически медицинский профотбор и медицинские переосвидетельствования железнодорожников, непосредственно связанных с движением поездов, можно проследить, по крайней мере с 1877 года. Медот-бор и медицинская ревизия работающих производились тогда только по зрению. Существенные нарушения зрения являлись противопоказанием. На съезде врачей II группы железных дорог в 1881 г. медицинские освидетельствования железнодорожников рекомендовано было проводить также по состоянию слуха и общему состоянию.
В 1893 г. введены правила МПС относительно железнодорожной медицинской службы
Из трех категорий железнодорожников, которые подлежат обязательным медицинским осмотрам, настоящая статья касается в основном лиц, непосредственно связанных с движением поездов; частично также лиц, осматриваемых в связи с личной безопасностью (работающих на железнодорожных путях и др.). Это контингент сферы деятельности ЦВЭК. В поле зрения комиссии находится также и профессиональная патология, если она имеет место у лиц указанного контингента. Однако ЦВЭК в данном случае выступает не как решающий де-юре орган, а направляет больных в соответствующие учреждения, прежде всего в Центр профпатологии и экспертизы профпригодности МПС.
На « I Совещательном Съезде железнодорожных врачей русских железных дорог», проходившем в 1898 г., данному вопросу был посвящен доклад старшего врача Николаевской железной дороги Н.А. Романова «Об освидетельствовании лиц, поступающих на железнодорожную службу, и о периодическом переосвидетельствовании старослужащих». На III съезде в 1902 г. правила врачебного освидетельствования лиц, поступающих на железнодорожную службу, очередной раз были переработаны.
В 1923 г. приказом № 551 были введены «Правила медицинского освидетельствования лиц, поступающих на железнодорожную и водную службу». Далее основными приказами, вводящими меняющиеся правила (медицинские требования) были: 1932 г. - приказ № 586/ЦЗ; 1934 г. -приказ № 104/Ц; 1941 г. - указание № Е23443; 1942 г. - приказ № 918/Ц; 1949 г. - приказ № 682/ЦЗ; 1957 г. - указание № П 6795; 1969 г. - приказ № 50/ЦЗ; 1978 г. - приказ № 16/ЦЗ; 1987 г. - приказ № 23Ц; 1999 г. -приказы № 6Ц и № 15ЦЗ.
Изменение медицинских требований к железнодорожникам, непосредственно связанным с движением поездов, - процесс естественный. С одной стороны, меняется чисто медицинская ситуация в связи с имеющимися здесь прогрессивными изменениями; с другой стороны - требования меняются в связи с техническими, технологическими и другими прогрессивными изменениями железнодорожного транспорта.
В настоящее время действуют приказы № 6Ц и № 15ЦЗ/99 г. (с исправлениями и дополнениями, введенными приказом МПС № 54 от 29.12.2001 г.), сменившие приказ № 23Ц/87 г. Как основные изменения могут быть отмечены следующие. В последних приказах и прилагаемых к ним документах имеет место:
- большая юридическая обоснованность (в частности: перечень железнодорожных профессий и должностей, работающие в которых должны проходить обязательные медицинские осмотры, определен постановлением Правительства Российской Федерации; перечень медицинских противопоказаний согласован с Минздравом РФ; правомерность данных медицинских осмотров согласуется с действующими законами, ссылки на которые даются в приложении к приказу № 6Ц; приказ зарегистрирован в Минюсте РФ; снят допуск лиц «в виде исключения»);
- вместо понятия «старослужащий», которым считался проработавший на железной дороге в соответствующей профессии/должности не менее 3-х лет, введено понятие «работающий», которым считается человек, проработавший на железной дороге в соответствующей профессии; должности хотя бы один день после официального оформления. Так как медицинские подходы к «старослужащим» и «работающим» одинаковы (а именно они мягче, чем к поступающим), то последние приказы по этому показателю мягче, что особенно существенно потому, что это касается большого числа работающих;
- большее внимание, как на противопоказания к допуску в соответствующие профессии и должности, обращено на заболевания, грозящие развитием пароксизмальных состояний - внезапной смерти, обморокам и др. (здесь приказ строже). Отсюда, например, ишемическая болезнь сердца стала почти общим противопоказанием в любых ее вариантах;
- особое внимание обращено на исключение приема не только алкоголя и наркотиков, но и на исключение лекарственных средств, снижающих профессионально значимые функции;
- предписывается председателям ВЭК и цеховым терапевтам специальное обучение в порядке повышения квалификации вопросам железнодорожной медицины и в первую очередь вопросам экспертизы профпригодности железнодорожников, непосредственно связанных с движением поездов.
При пересмотрах приказов о медицинских противопоказаниях к работам, непосредственно связанным с движением поездов, постоянно как бы борются две тенденции: с одной стороны - повысить требования и тем самым безопасность движения, с другой - снизить требования и этим уменьшить дефицит кадров, сохранить опытных работников.
ЦВЭК организована в 50-х годах. Среди председателей были В.Н. Захарченко и В.П. Варверопуло.
Целый ряд лет в ней успешно работали такие высокие профессионалы как врачи-методисты В. Г. Грищенко, Г.В. Дашкевич.
Основными функциями ЦВЭК являются рассмотрение с вынесением экспертного заключения по сложным и конфликтным случаям, которые не находят окончательного решения в ДорВЭК; а также вся отчетно-аналитическая и методическая работа по вопросам экспертизы профпригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов. Экспертные решения ЦВЭК являются обязательными для ДорВЭК и ВЭК, т.е. являются окончательными (но могут быть обжалованы в судебном порядке).
Современная ЦВЭК имеет состав: председатель и его заместитель, терапевт, невролог, психиатр, хирург, офтальмолог, отоларинголог, дерматовенеролог, гинеколог, профпатолог. Сопределен именной основной и дублирующий составы.
Председатель и почти все члены комиссии основного состава прошли специализацию/усовершенствование по железнодорожно-экспертному разделу на кафедре железнодорожной медицины РАПС.
(Ранее по приказу № 23Ц/87 г. ЦВЭК состояла только из председателя-врача, врача-методиста и медсестры, остальные члены были представителями кадровых и эксплуатационно-технических подразделений. Врачи поликлиники различных специальностей привлекались по показаниям. Врачи эти обычно не были специализированы по железнодорожно-экспертным вопросам. При этом, однако, профессионально-медицинская сторона компенсировалась обследованием экспертных лиц в Центре профпатологии и экспертизы профпригодности МПС).
В настоящее время ЦВЭК возглавляет работу почти 300 врачебно-экспертных комиссий (ВЭК) и 17 Дорожных врачебно-экспертных комиссий (ДорВЭК). Объем проводимой этой системой работы очень большой, за 2001 г. освидетельствовано 394 тысячи человек. Из них поступающих 78 тысяч, работающих - 316 тысяч. Профнепригодных среди поступающих выявлено 5,7%, среди работающщих 1,7%. Данная работа достаточно оправданна и действенна. Приводим только один пример, позволяющий прийти к такому утверждению.
В последнее время изучается вопрос о внезапной смерти машинистов локомотивов (работников локомотивных бригад). Выявлено, что на работе, в том числе непосредственно на локомотиве во время движения внезапно умирает 12-16 человек в год (в основном смерть сердечная «моментальная»), что само по себе относится к чрезвычайным ситуациям. Однако при сопоставлении с адекватными поло-возрастными группами в популяции оказывается, что относительная частота внезапной смерти у машинистов в три раза меньшая. Достигается это в основном благодаря медицинским освидетельствованиям. Одно это снимет все сомнения в необходимости и эффективности (в т.ч. экономической) медотбора и периодических медосвидетельствований работающих машинистов (что экстраполируется и на всю рассматриваемую медицинскую экспертную систему).
Другая сторона вопроса состоит в том, что при анализе внезапных смертей у машинистов примерно в половине случаев выявляются дефекты в работе ВЭК. Т.е. имеется явный резерв в дальнейшем снижении внезапных смертей среди работающих машинистов (хотя снижение до нуля пока невозможно даже теоретически).
Здесь уместно заметить, что все разделы, включаемые в медицинское обеспечение безопасности движения поездов, и, прежде всего, медэкс-пертиза профпригодности железнодорожников, относятся не столько к социальной сфере, сколько к железнодорожно-эксплуатационной.
Через ЦВЭК ежегодно проходит около 60 экспертных лиц. Но каждый из них очень сложен либо в диагностическом, либо в социально-конфликтном, либо в том и другом отношениях. Прогностически число этих лиц будет увеличиваться. Работа в ЦВЭК психологически на-грузочна для всех работающих в ней врачей еще и ложащейся на них ответственностью за безопасность движения. Значимую часть нагрузки занимает документация, отчетно-аналитическая и методическая составляющие.
Что показывает работа ЦВЭК в последние месяцы (с начала ее работы в ЦКБ № 6)? Ускорился темп решения экспертных вопросов. В большинстве случаев экспертиза проводится очно и направляемые на комиссию лица нуждаются в контрольном обследовании и уточнении диагноза, которые проводятся в стационаре. Благодаря хорошей лабораторно-инструментальной базе, отсутствию «очередей» на обследование, нацеленности на диагностическую сторону вопроса в терапевтическом и психо-неврологическом отделениях все обследование и решение экспертного вопроса занимает 5-7 дней (ранее более 20 дней). Значимо улучшилась и стала более лигитимной психиатрическая экспертиза (экспертная психиатрическая комиссия, достаточно давно существующая в базовой больнице, ранее не имела твердого статуса). ЦВЭК совместно с кафедрой железнодорожной медицины РАПС проводит методическую конференцию с председателями ДорВЭК и ВЭК по актуальным вопросам экспертизы профпригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов (проведение таких методических конференций входит в задачи ЦВЭК, но проведение таких последних конференций в ЦВЭК было более 10 лет назад). Все это, однако, первые шаги работы ЦВЭК. Предстоит еще много сделать, преодолеть ряд недостатков, которые имеются и еще будут возникать. Нужна еще более тесная работа не только с ВЭКами и ДорВЭКами, но и с Центром профпатологии и экспертизы профпригодности МПС, кафедрой железнодорожной медицины.